Алкогольная история России: Новейший период. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. — 320 с.
Немцов Александр Викентьевич
Граждане России считают, что в XX в. главным символом страны была ВОДКА. На втором месте и с большим отрывом — автомат Калашникова.
Опрос ВЦИОМ. 2002 г.
Приобрести эту книгу Вы можете в интернет магазине "Озон"
ПРЕДИСЛОВИЕ (фрагмент)
Настороженный интерес автора к проблеме пьянства в России впервые возник в 1971 г. во время путешествия с приятелем по Костромской области. Целью похода была деревня Заборье, где прошло приятелево детство. При подходе к деревне зашли на небольшое кладбище. И там приятель по намогильным надписям узнал четверых товарищей детства — из двенадцати, кого он мог вспомнить. В деревне сказали, что все четверо погибли пьяными, а приятелю в то время было немного за тридцать.
В 1982 г. автор начал заниматься изучением алкоголизма. А в самом конце 1985 г. пришло понимание, что антиалкогольная кампания, незадолго до того начавшаяся, подарок для исследователя, поскольку дает возможность изучить широкий круг явлений, связанных с потреблением алкоголя. Через год-два эпидемиология алкогольных проблем в России стала главным интересом автора в алкологии. С тех пор по этой теме вышли три небольшие книги и более 40 статей на русском и английском языках. Пришла пора собрать главное воедино, еще раз осмыслить сделанное и дополнить данными других, исследователей.
Первая книга, «Алкогольная ситуация в России» (1995), событийно была доведена до 1992 г. Между тем именно тогда в стране закладывался новый резкий поворот алкогольной политики, а вместе с этим — новые политические огрехи в этой области. Иначе говоря, начинался новый и очень важный этап алкогольной истории России, когда негативные последствия потребления алкоголя ставили мировые рекорды. Новые обстоятельства способствовали расширению представлений об алкогольной ситуации в стране и требовали дополнительных аналитических усилий. Кроме того, необходимо было связать отдельные этапы алкогольной жизни страны и, тем самым, придать им историчность, а, главное, вписать их в общую ситуацию в стране.
Не обошлось без добавления краткого экскурса в многовековую алкогольную историю России, которая традиционно пишется в черных красках. Однако может быть и другой взгляд на эту историю, другое распределение черного цвета во времени ив пространстве. Важно соотнести исторические описания российского пьянства в столицах с национальным масштабом, т. е. спроецировать на все население и условия его жизни. Это важно потому, что прошлое в области потребления спиртного мало дает для понимания современных алкогольных проблем.
Алкогольная история России особенно бурно развивалась в последние полстолетия, и «конца истории» не видно. В отличие от самой истории книга по истории — конечное явление, и ей требуется какой-то временной предел. В основном — это 2000 г. Однако некоторые частные явления были отражены и после 2000 г., поскольку начались до этого срока и бурно перетекли в следующие год-два-три, когда с перерывами писалась книга. Таким образом, 2000-2003 гг. стали последними в описании новейшей алкогольной истории, а ее начало можно отнести к первому послевоенному десятилетию. Алкогольные события между этими рубежами составили первую часть книги.
Почти всякая история, особенно новейшая, не будет полной без количественных показателей. Однако, сделав такое описание на основе официальных данных, мы получим искаженную картину. Приблизиться к полноте можно только на основе аналитической переработки государственной статистики, что и было сделано во второй части книги, где алкогольная история рассматривается с позиций эпидемиологии применительно к отдельным составляющим алкогольной ситуации. Некоторые результаты расчетов, сделанные во второй части книги, вошли в качестве «событий» в текст первого раздела. Данные об алкогольной смертности ввиду их особой важности были изданы отдельными книгами: «Алкогольная смертность в России, 1980-1990-е гг.» (2001) и «Алкогольный урон регионов России» (2003). В настоящем издании эти данные отчасти ужаты, но в другой части значительно дополнены или переработаны.
Такова общая структура книги. Приходится сожалеть, что эпидемиология потребления алкоголя в России, необходимая в столь большой
и сильно пьющей стране, еще далека от полноты. В книге не нашли отражения многие разделы российской алкологии в силу того, что они не были разработаны научно или остаются трудными для анализа, как, например, алкогольная заболеваемость — из-за большой неточности статистического описания этого явления.